Как работает толщиномер и его разновидности – Мои инструменты

Как работает толщиномер и его разновидности

Выбор и покупка автомобиля с пробегом — это непростое мероприятие. Чтобы покупатель не был обманутым, ему необходимо самостоятельно или с помощью специалистов выполнить комплексную проверку ТС. Одно из важнейших условий проверки — удостовериться в том, что автомобиль не участвовал в ДТП. Кузовные детали — это основа транспортного средства, и если какой-либо элемент подвергся деформации, то он либо был заменен, либо же его восстановили при помощи шпаклевки. Как пользоваться толщиномером при проверке кузова автомобиля? Это самый частый вопрос среди новичков, которые обзавелись электронными аппаратами, и намереваются самостоятельно произвести проверочные мероприятия.

Что это за прибор

Что такое толщиномер

Толщиномером называется такой вид электронного прибора, главным предназначением которого является измерение толщины лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля. Такая процедура позволяет заглянуть внутрь под краску, и определить глубину залегания металла. Аппараты такого типа на современном рынке представлены в большом разнообразии. Они отличаются размерами, формой, диапазоном температур и даже типами поверхностей, для которых их можно использовать.

Толщиномеры классифицируют по качеству работы на бюджетные и профессиональные. Рекомендуется выбирать модели, относящиеся к профессиональным устройствам, которые имеют высокую точность, но их главный недостаток — высокая цена. Далеко не всем по карману такие приборы, поэтому используют их обычно специалисты, которые занимаются перепродажами или экспертным оцениванием качества автомобилей.

Внешний вид

Это интересно! Если вы запланировали купить автомобиль с пробегом, и при этом собираетесь самостоятельно оценить качество кузовных деталей, тогда лучше использовать профессиональный прибор для оценивания толщины ЛКП. Чтобы сэкономить на приборе, рекомендуется взять его в аренду. Это обойдется намного дешевле, чем покупка профессионального аппарата.

Назначение толщиномеров

Толщиномер — это основной инструмент мастера или эксперта, который проверяет автомобиль с пробегом при его покупке. С его помощью выясняется факт перекрашивания автомобиля или отдельных его частей, что возможно при проведении кузовных ремонтов после ДТП. На основании проведенного анализа можно выяснить, какие детали кузова ТС были повреждены, перекрашивались или менялись. В итоге покупатель принимает решение о необходимости приобретения такого авто.

Когда кузов автомобиля повреждается при ДТП, то после его реставрации визуально определить тип дефектов практически невозможно. Именно поэтому и используются приборы — толщиномеры, позволяющие по толщине лакокрасочного покрытия определить не только подверженность ТС перекрашиванию, но еще и характер повреждений.

Назначение инструмента

Использование приборов является рациональным, так как повреждения на кузове невозможно устранить бесследно. Нанести ЛКП на кузов тонким слоем, как это делается на заводе в лакокрасочных цехах, практически невозможно. Кроме отсутствия необходимого оборудования, общий слой материалов на кузове увеличивается при нанесении различных компонентов: шпаклевки и грунтовки. При помощи краски осуществляется сглаживание и выравнивание дефектных участков, что способствует увеличению ее слоя. Именно поэтому при проверке кузова на наличие повреждений используются такие приборы, как толщиномеры, позволяющие определить толщину слоя краски.

Почему нужно пользоваться толщиномером или опасность покупки авто после аварии

Желание не попасть на битый автомобиль приводит к необходимости пользоваться такими приборами, как толщиномеры. Почему же так опасно покупать транспортное средство, участвовавшее в ДТП? Для этого существует несколько причин:

  1. Кузов автомобиля, который был отреставрирован после ДТП, через некоторое время даст о себе знать. На месте повреждения зачастую первоначально происходит отслаивание слоя шпаклевки. Как быстро это произойдет, зависит от качества выполненных работ.
  2. На месте устранения деформации также возникают проблемы в виде образования рыжиков, которые являются главными признаками того, что начался процесс коррозии металла.
  3. Самая большая опасность покупки битого автомобиля в том, что неизвестен характер повреждения. При незначительных ДТП происходит деформация кузовных деталей, которые, в крайнем случае, можно заменить (если отслоится шпаклевка или поржавеет элемент). Если ТС побывало в более серьезном ДТП, то при этом не исключена вероятность деформации геометрии кузова. Исправить геометрию кузова невозможно, а основная опасность такого характера повреждения в том, что снижается уровень безопасности автомобиля. Кроме того, что неизвестно, как поведет себя авто при аварии, так еще и высока вероятность, что в любой момент времени может произойти повреждение несущих деталей.

Металл с ЛКП

Осознавая всю важность исправности кузова на покупаемом автомобиле с пробегом, практически ни одна покупка на вторичном рынке не обходится без применения толщиномеров. Это можно сказать волшебная палочка, которая позволяет покупателю определить не только необходимость покупки такого ТС, но еще и его стоимость.

Авто после ДТП и после реставрации

Это интересно! В 80% случаев на вторичном рынке России и Украины происходит продажа автомобилей, побывавших в ДТП. Если любые другие поломки двигателя, тормозной системы или подвески можно устранить, то кузовные детали при их деформации подлежат замене, а нарушенная геометрия кузова вовсе говорит о том, что авто необходимо отправлять на утилизацию. Перекупщики пользуются той ситуацией, что автомастерские могут внешне восстановить кузов до идеального состояния, что позволяет осуществить продажу автомобиля по его рыночной стоимости.

Виды толщиномеров

Различают следующие виды толщиномеров по конструктивным параметрам:

  • магнитные;
  • ультразвуковые;
  • электромагнитные;
  • вихретоковые.

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому выясним их для того, чтобы определиться с правильным выбором прибора.

Магнитный толщиномер имеет простейшую конструкцию, поэтому и является одним из самых доступных устройств. Работает он следующим образом:

  1. Внутри имеется магнит, поле которого изменяется в зависимости от толщины слоя лакокрасочного покрытия.
  2. Соответствующие показания отображает стрелочный указатель (или выводится на дисплей), который отклоняется на соответствующий угол, занимая положение на соответствующем значении градуированной шкалы.

Толщиномер магнитный

Главным преимуществом прибора является низкая цена, и к тому же, работают устройства без батареек (не все), что также немаловажно. Недостаток только один — высокая погрешность показаний, поэтому сегодня используются устройства крайне редко.

Электромагнитный аппарат в отличие от предыдущего стоит намного дороже, что связано с их более высокой точностью. Одним из важнейших недостатков электромагнитных толщиномеров является возможность их использования только с металлическими магнитящимися деталями, т.е. определить толщину слоя краски на пластиковом, деревянном, алюминиевом или другом виде материала не получится.

Электромагнитный толщиномер

Вихретоковые — в отличие от электромагнитных, могут применяться для определения толщины ЛКП на поверхностях цветных металлов. Они характеризуются высокой точностью, и стоят дороже, чем предыдущий вид устройств. Одним из важнейших недостатков таковых приборов является прямая зависимость от токопроводящих свойств материала. Это означает, что вихретоковые толщиномеры с высокой точностью показывают толщину ЛКП на алюминиевых, медных и прочих поверхностях, но имеют большую погрешность при работе с металлами.

Вихретоковый толщиномер

Ультразвуковые толщиномеры — они являются самыми точными, но еще и универсальными, то есть подходят для работы с различными материалами. Однако такие особенности накладывают основной минус на устройства — их высокая цена. Используют такие приборы обычно специалисты и мастера на фирменных станциях ТО.

Ультразвуковой толщиномер

Что касаемо стоимости приборов, то она варьируется в диапазоне от 2 до 30 тысяч рублей. Однако есть устройства и дороже, но используются они исключительно профессионалами своего дела. Если вы рассматриваете вариант толщиномера для себя, тогда не стоит покупать самые дорогие модели. Если вовсе не планируете покупать прибор, но при этом хотите проверить качество кузовных деталей, тогда можно взять прибор напрокат по цене от 500 рублей в сутки. Однако возможность взятия инструмента в аренду не исключает необходимость им научиться работать.

Это интересно! Толщиномер — это прибор, который относится к категории измерительных инструментов.

Выяснив, какие бывают виды толщиномеров, рассмотрим принцип работы каждого из них.

Как работает толщиномер или что нужно знать о принципе его функционирования

Разобравшись с важностью такого прибора, как толщиномер, уделим внимание вопросу принципа его функционирования. Зачем нужно знать принцип работы прибора? Пользователю, который решил впервые воспользоваться аппаратом, особенности его функционирования не интересны. Ему главное правильно научиться пользоваться устройством, чтобы определить причастность кузовных деталей авто к деформациям.

Если же вы приобрели профессиональный толщиномер, и занимаетесь предпродажной проверкой автомобилей с пробегом, то узнать принцип работы толщиномера не только нужно, но еще и будет интересно. Зная особенности его работы, специалисту не трудно будет определить наличие дефектов на кузовных деталях, а также отремонтировать инструмент.

Принцип работы толщиномера

Если вы один из таких мастеров, которые приобрели толщиномер, и хотите научится им пользоваться, тогда начнем разбираться в этом вопросе с выяснения принципа работы прибора. Для начала необходимо отметить, что толщиномеры делятся на три основных вида по такому признаку, как типы материалов. Для автомобилей используются приборы, которые рассчитаны на работу с металлическими поверхностями. Это самая распространенная группа толщиномеров. Кроме них, существуют также устройства, позволяющие определять толщину ЛКП на сплавах цветных металлов, а также на древесине, пластике и т.п. Необходимость применения второго и третьего типа возникает для определения качества выполненных работ. Рассмотрим подробно принцип работы каждого типа толщиномера.

С выносным датчиком

Это интересно! Толщиномеры бывают не только со встроенной рабочей частью, но и выносной, однако встречаются они довольно редко. Используются для измерения в труднодоступных местах.

Принцип работы магнитного толщиномера

Для работы с металлами используются магнитные и электромагнитные приборы. Рассмотрим особенности работы электромагнитных толщиномеров, которые являются наиболее востребованными при работе с автомобилями.

В основе принципа работы электромагнитных устройств лежит создание магнитного поля. Чтобы понимать особенности такого явления, рассмотрим на примере:

  1. Представляем себе, что имеется металлический лист, который покрыт краской.Как работает толщиномер 1
  2. Внутри прибора установлен магнит с проводником. Именно наличие проводника в устройстве отделяет электромагнитные приборы от магнитных, в которых используется стрелочный указатель.
  3. Проводник расположен между магнитом и объектом, толщину ЛКП которого нужно определить.Как работает толщиномер 2
  4. На концах проводника за счет электромагнитного поля будет наводиться ток, и создаваться разность потенциалов. Величина напряжения учитывается микропроцессором, который пересчитывает ее и выводит толщину ЛКП в цифрах на дисплей.Как работает толщиномер 3
  5. Чтобы понять принцип работы такого прибора, нужно знать, чем больше плотность ЛКП на металлической пластине, тем меньше величина создаваемого магнитного поля между проводником и стальной пластиной. Это означает, что в проводнике будет наводиться меньшая величина электродвижущей силы.
  6. На основании величины ЭДС, микропроцессор будет выводить на экран соответствующее значение толщины в микронах или миллиметрах.

Принцип работы электромагнитных приборов не сложный для понимания даже тем, кто не знаком с основами электротехники. Именно за счет простоты конструкции, измерители характеризуются доступностью по цене, достаточной точностью и эффективностью использования.

Это интересно! Электромагнитного толщиномера будет вполне достаточно для того, чтобы определить качество ЛКП на автомобиляхс пробегом.

Принцип работы толщиномеров вихретоковых для работы с цветными металлами

Если предстоит работать не только с металлическими деталями, но и поверхностями, которые изготовлены из алюминия, меди или других материалов, которые не магнитятся, то определить толщину слоя ЛКП при помощи электромагнитных приборов не получится. Для этого используются аппараты, работающие по принципу создания вихревых токов, поэтому они так и называются — вихретоковые.

Аналогично рассмотрим принцип работы вихретоковых толщиномеров на примере пластинки из алюминия, покрытой краской:

  1. Имеется алюминиевый лист, толщину ЛКП которого необходимо определить.
  2. Для этого в приборе вместо магнита установлены две индуктивных катушки.
  3. Первая катушка служит для создания вихревых потоков, а вторая для фиксации величины магнитного поля.
  4. При помощи первой катушки, на которую подается определенная величина напряжения, создается магнитное поле на поверхности пластины. Образуется оно за счет воздействия электрического поля на деталь.
  5. На поверхности пластины за счет создания магнитного поля формируются вихревые токи.
  6. Эти токи создают другое магнитное поле, которое фиксируется при помощи второй катушки прибора.
    Вихретоковый как работает
    Схема работы вихретоковых толщиномеров
  7. Чем больше слой покрытия детали, тем ниже величина тока на выходе со второй катушки. За счет разности величин тока на первой и второй катушках определяется толщина ЛКП на деталях из материалов, которые не намагничиваются.

Имея представление о том, как работают вихревые толщиномеры, не составит труда произвести ремонт прибора в случае возникновения неисправности.

Принцип работы ультразвуковых толщиномеров

Если необходимо работать с разными материалами, то в таком случае следует отдать предпочтение приборам, принцип работы которых основан на ультразвуковом излучении.

Принцип функционирования ультразвукового прибора

Как они работают, рассмотрим далее.

  1. В основе работы таковых приборов используются ультразвуковые датчики.
  2. Датчик излучает сигналы, которые проходят сквозь ЛКП, и достигают самого материала. Это может быть не только дерево или пластик, но еще также металл.
  3. Определение толщины ЛКП осуществляется за счет разницы времени при подаче сигнала и возврате его обратно. Чем больше это значение, тем соответственно толще слой покрытия.

Как работает ультразвуковой толщиномер

За счет использования ультразвукового излучения осуществляется определение толщины ЛКП с максимальной точностью. Сложность конструкции негативно отражается на стоимости устройств.

Более подробно о принципе работы толщиномеров разных видов можно узнать, посмотрев видео ниже.

Теперь, когда известно, что такое толщиномер, какие бывают виды приборов, и как они работают, можно перейти к рассмотрению вопроса о том, как же пользоваться этим измерительным инструментом. Таким вопросом задаются все начинающие мастера, и благодаря нижеизложенной инструкции, каждый сможет определить, побывал ли рассматриваемый к приобретению автомобиль в ДТП.

Как пользоваться толщиномером: что представляет собой процесс калибровки

Начинать пользоваться толщиномером следует с выполнения обязательной процедуры под названием калибровка. Обычно при покупке недобросовестные продавцы уверяют покупателя в том, что прибор уже настроен и готов к работе. Однако это не всегда так, и ничего не будет страшного, если перед работой вы самостоятельно произведете калибровку.

Эталонные пластинки

Для калибровки толщиномера понадобится воспользоваться специальными образцами  в виде пластин, которые называются эталонными (в наборе присутствует металлическая и алюминиевая пластины с пленкой, имитирующей слой краски). Обычно они поставляются вместе с прибором, но все зависит от стоимости последнего. Дешевые китайские инструменты могут поставляться без калибровочных пластин. Калибровка проводится в таких случаях:

  • перед первым использованием;
  • при повреждении инструмента;
  • при изменении эталона.

Калибровка инструмента

Если прислонить прибор к голой поверхности без ЛКП, то прибор покажет нулевое значение или близкое к нему. После этого переходим к измерению толщины пластины с пленкой. Если толщиномер показывает другие значения (отличающееся от эталонного для пластины), значит, его система нуждается в настройке. В таком случае понадобится произвести калибровку. Для этого выполняем следующие действия:

  1. К поверхности прибора прислоняется калибровочная пластина голой поверхностью, как показано на фото выше.
  2. Далее необходимо нажать на «0».
  3. Прислонить прибор к пластине с эталонной пленкой.Проверка точности прибора
  4. После этого следует нажать на кнопку под названием «мишень». Нажимаем и удерживаем, пока не замигает слово калибровка на дисплее.Как калибровать инструмент
  5. Теперь при помощи стрелок вверх и вниз нужно осуществить настройку прибора под соответствующие значения, равные эталонной пленочке.Как правильно откалибровать прибор
  6. После этого снова нажимаем на «мишень», тем самым выключая режим калибровки.
  7. Проверяем правильность показаний устройства.
  8. Есть еще один более быстрый способ калибровки. Использовать его рекомендуется в случае, когда прибор начал «глючить». Этот способ называется сброс настроек в системе толщиномера на заводские. В большинстве моделей для этого необходимо нажать на цифру «0» и удерживать. В инструкции к каждой модели такая функция указывается обязательно.Для чего нужна калибровка
  9. Далее осуществляется установка шкал прибора, и проверка эталонной пленки.
Это интересно! Если прибор поставляется без эталонных пластин, тогда следует воспользоваться подручными средствами или же заказать их.

Каждый прибор имеет соответствующую величину погрешности, которую необходимо учитывать. Не рекомендуется покупать инструменты, если величина погрешности превышает отметку более 15 мкм. После подготовки прибора к эксплуатации, можно переходить к соответствующим манипуляциям.

Как нужно пользоваться толщиномером: подробное описание процесса

Начинать проверку кузова автомобиля рекомендуется с крыши. Почему так? Ведь именно крыша является в большинстве случаев менее подверженной повреждениям. Измерив толщину ЛКп на крыше, можно принимать полученное значение за эталонное. Все показатели рекомендуется фиксировать, чтобы иметь возможность их сравнения. На каждой детали следует сделать минимум три измерения (в идеале 5-8), после чего высчитать среднее арифметическое значение. Далее переходим к самой процедуре измерения:

  1. Включаем прибор, и переходим к процессу измерений. Большинство приборов включаются и выключаются автоматически.как пользоваться инструментом
  2. Для этого ничего не нужно делать, кроме как прикладывать прибор соответствующей частью к кузову автомобиля.
  3. При этом очень важно, чтобы на поверхности, которая соприкасается с кузовом, не было загрязнений. Кузов автомобиля также должен быть чистым, иначе показатели будут некорректными.

Сложность работы толщиномером в том, что необходимо определить самостоятельно, подвергался ли кузов рихтовочным работам, а также перекраске и т.п. Для этого важно знать следующее:

  1. При заводской покраске толщина ЛКП составляет в пределах от 90 до 160 микрон. В миллиметрах это значение варьируется в пределах от 0,09 до 0,16 мм.
  2. Не только для разных моделей автомобилей это значение отличается, но еще и для одной и той же марки.
  3. Если на кузовной детали автомобиля толщина ЛКП выходит за верхний предел свыше 160 микрон, то высока вероятность того, что этот участок или элемент подвергался рихтовке.
  4. Как правильно найти эталон ЛКП для конкретного автомобиля? Для этого осуществляем замеры на крыше. Делается 9 замеров в разных точках, и если все значения примерно одинаковые, значит, этот слой ЛКП является эталонным.
Таблица толщины краски на авто
Таблица толщины лакокрасочного покрытия для разных марок и моделей автомобилей

Если слой краски на крыше составляет, к примеру, 0,1 микрон, значит, на остальных деталях это значение должно быть с незначительными расхождениями. В процесс измерений могут обнаруживаться различные признаки и особенности, указывающие на следующее:

  1. Превышение слоя краски на кузовном элементе свыше 50 микрон — деталь с высокой долей вероятности попросту была подкрашена по причине небольшой царапины. Переживать в этом случае не стоит, но задуматься о том, что еще где-то есть более серьезные дефекты необходимо. Проверять такую машину нужно тщательнее.
  2. Превышение нормы на 300 и более микрон свидетельствует о том, что машина со 100% вероятностью побывала в ДТП. Такое большое расхождение свидетельствует о наличии слоя шпаклевки и грунтовки.
  3. Если же показатели составляют свыше 1000 микрон, то такой автомобиль точно нужно обходить стороной. Причиной того является его причастность к серьезному ДТП, в котором не исключено, что была поведена геометрия кузова.

Проверять кузов автомобиля толщиномером необходимо тщательно, внимательно и не торопясь. Ведь от этого зависит, как долго прослужит кузов покупаемого авто с пробегом, и насколько ТС будет безопасным. Отсутствие уверенности в том, что сможете сделать все правильно, может привести к покупке ТС после ДТП. Если имеется возможность, поучаствуйте в проверке автомобиля с профессионалом, чтобы впоследствии научиться выполнять эту процедуру. Ниже на видео инструкция, как пользоваться толщиномером, что о нем нужно знать при эксплуатации и очень много другой полезной информации для начинающих автоэкспертов.

Популярные модели толщиномеров или на что обратить внимание при выборе прибора

Если запланирована покупка толщиномера, тогда ниже представлен рейтинг лучших моделей, на которые стоит обратить внимание:

  1. ET-11P — удобный в эксплуатации прибор с величиной погрешности не более 3%. Поставляется вместе с калибровочными пластинами и пленкой на 102 мкм, имитирующей эталонную толщину ЛКП. Удобство основывается на том, что прибор сконструирован по типу пистолета. Ориентировочная цена составляет около 9 тысяч рублей.ET-11P
  2. RGK TM-17 — многофункциональный прибор, который поставляется в удобном кейсе. В комплекте имеются две калибровочные пластины и пленка. Точность прибора составляет 0,1 микрон в пределах измерений до 100 микрон, и 1 микрон в диапазоне от 100 до 1700 микрон. Позволяет осуществлять измерения не только точечно, но еще и непрерывно. Его можно также настроить на допустимую величину отклонения. Ориентировочная цена — 9-10 тысяч рублей.RGK TM-17
  3. Etari ET 600 — компактный инструмент с величиной погрешности до 1,8% до 500 микрон, и 2,2% при измерении в диапазоне от 500 до 1500 микрон. Комплектуется прибор разными пластинами и пленками в количестве 4 штук для осуществления более точной калибровки. Поставляется в чехле, а ориентировочная цена составляет 10000 рублей.Etari ET 600

Выбирая инструмент, обратить внимание нужно не только на функционал и возможности, а также удобство использования. Не менее популярными являются следующие модели толщиномеров:

  • EM-2271;
  • ET-555;
  • GM200.

Все устройства имеют одинаковые способы использования, о чем было подробно описано в материале. В завершении стоит подвести итог, и отметить, что такой высокоточный измерительный прибор требует правильного хранения. Все устройства изготавливаются на базе микропроцессоров, поэтому хранить их необходимо в сухих и теплых помещениях, не допуская воздействия влаги и прочих воздействий. Только в этом случае прибор будет служить долго, и давать корректные результаты измерений.